Для лиц с ограниченными возможностями здоровья утверждены и реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы начального и основного образования МБОУ «ООШ №5» Алексеевского городского округа обучающихся с ОВЗ (различных вариантов, исходя из потребностей обучающихся). Обеспечено предоставление бесплатных учебников и учебных пособий, иной учебной и художественной литературы. «Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Обучение и воспитание происходят как в ходе уроков, так и во внеурочной деятельности обучающегося в течение учебного дня. В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ организована урочная деятельность, в том числе коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Во второй половине дня организована внеурочная деятельность, направленная как на реализацию программ коррекционной работы, так и на реализацию дополнительного образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья участвуют в школьных проектах, социально-культурных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах.
С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся с особыми образовательными потребностями осуществляется:
оказание первой медико-санитарной помощи;
определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН и соблюдением рекомендаций ТПМПК;
ведется пропаганда здорового образа жизни;
созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления детей;
созданы условия по обеспечению безопасности детей во время пребывания в общеобразовательном учреждении;
ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с детьми во время пребывания в учреждении;
кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
в учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, имеют необходимый уровень образования и прошли курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор.
Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.
Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.
Инклюзивная модель образования привлекательна для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья по ряду следующих причин: доступность – получение образовательных услуг по месту жительства;
социализация и социальная интеграция ребенка в социуме, так как дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях; личностный подход – за счет возможности разработки и реализации образовательных маршрутов, в том числе и индивидуальных, которые учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их особые образовательные потребности.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Меры поддержки
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в любой образовательной организации Алексеевского городского округа, в том числе в МБОУ «ООШ №5» по выбору семьи с учетом их психофизиологических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК и с письменного согласия родителей (законных представителей), создаются специальные условия обучения и воспитания, включающие:
- реализацию адаптированных образовательных программ;
- вариативный набор программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
- организацию доступной среды;
-предоставление специальных учебников;
-организацию услуг специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, ассистента, социального педагога);
- оказание коррекционной помощи.
В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означает, что об учёбе придется забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух формах.
Надомное обучение - это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой, либо проводит уроки дистанционно. Для перевода ребёнка на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявления родителей (законных представителей). Все организационные вопросы решает школа.
Семейное обучение - это форма получения образования вне учебного заведения. Организация учебного процесса и ответственность за образование детей лежит на родителях.
Для улучшения качества образования и комфортного пребывания ребёнка с ОВЗ в школе функционирует психолого-педагогический консилиум (ППк) ППк- постоянно действующий, объединённый общими целями, скоординированный коллектив, обеспечивающий оптимальные условия для обучения и воспитания каждого конкретного ребёнка в соответствии с их возрастными нормами и индивидуальными особенностями. Кроме проведения комплексного психолого-педагогического обследования детей, ППк оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении 19 учебных кабинетов оборудованы мебелью и инвентарём для организации безопасного учебного процесса, в том числе и для детей с ограниченными возможностями, кабинет психолога и логопеда, комната психологической разгрузки для проведения коррекционно-развивающих занятий.
Для проведения практической части занятий в учреждении оснащены кабинеты: физики, химии, технологии, информатики, биологии, спортивный зал, мастерская.
Библиотека расположена на 1 этаже здания, организована зона буккроссинга для чтения и обмена книгами, мобильная библиотека представлена художественной литературой в рамках образовательной программы для обучающихся 5-9 классов, работает информационно-библиотечный центр для обеспечения доступности и удовлетворения информационно-образовательных потребностей. Все обучающиеся в полном объёме обеспечены печатными учебниками и пособиями, имеют доступ к методическим и периодическим изданиям на время получения образования. В свободном доступе находятся спортивный зал, гимнастическое оборудование, спортивная площадка. В школе функционирует ИСОУ «Виртуальная школа», в которой разработан инструментарий, сочетающий в себе электронные журналы и дневники, а также упрощенные версии отчетов для управления образования, база которых постоянно обновляется. Действие данной системы способствует формированию единого информационного пространства, объединяющего школу, обучающихся и их родителей. С их помощью родители получают возможность своевременно видеть выставляемые ребенку оценки и контролировать посещаемость. Процесс обучения становится абсолютно прозрачным и понятным, что значительно влияет на повышение качества образования. В доступе для обучающихся — 15 компьютеров, 30 ноутбуков и 15 планшетов. ПК имеют выход в Интернет. Обучающиеся имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ИКТ и ежедневно после уроков в кабинете информатики в соответствии с графиком работы кабинета.
Мультимедийные средства, интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры, версия официального сайта школы для слабовидящих.
Оборудована комната психологической разгрузки: стол для рисования песком с подсветкой, воздушно-пузырьковая панель, фибероптические волокна с боковым сечением, панель «Бесконечность», тактильные ячейки.
Специальных оборудованных кабинетов и технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированным программам не предусмотрено по причине отсутствия в школе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных технических средствах обучения.